Пятница, 22.11.2024
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ УЧЁНЫЕ
Меню сайта
Категории раздела
Великие русские учёные [66]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Великие русские учёные

ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОТАНИН (1835—1920)

ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОТАНИН (1835—1920)
 Выдающиеся по своему значению результаты первого путешествия Н М. Пржевальского в Центральную Азию в 1871—1873 гг. побудили Русское географическое общество снарядить в последней четверти XIX в. ряд экспедиций для изучения этой обширной и мало известной
страны. Среди русских учёных, выпол­нивших эти экспедиции, кроме Н. М. Пржевальского, выдвинулись М. В. Пев­цов и Г. Н. Потанин, и эти три имени стоят во главе списка исследователей внутренней Азии того периода. Г. Н. По­танин совершил пять путешествий по Монголии, Китаю и восточной окраине Тибета, а до и после них много порабо­тал в Сибири и собрал обширный мате­риал по этнографии и фольклору, был также крупным общественным деятелем, выдержавшим каторгу и ссылку за свою политическую работу.
Григорий Николаевич Потанин ро­дился 4 октября 1835 года в семье ка­зачьего офицера в одном из посёлков на р. Иртыш, в 50 километрах выше г. Павлодара быв. Семипалатинской области, и до десяти лет прожил у родителей. Видимо, первые же впечатления детства заложили в душе Г. Н. Потанина стремление к путешествиям и изучению далёких стран, и народов. Посёлок Семиярский, где жил маль­чик, стоял на высоком берегу, у подножия которого катил свои мутные волны могучий Иртыш. Гладь его вод уходила в обе стороны до гори­зонта среди зелени лугов, рощ и камышей. Чуть виден был вдали про­тивоположный берег — Киргизская степь, откуда приходили для обменной торговли киргизы — смуглые люди в живописных костюмах, говорившие на непонятном языке и приводившие безобразных, но инте­ресных верблюдов. На восток расстилалась зелёная степь, манившая в голубую даль, где далеко-далеко, по рассказам бывалых людей, под­нимался таинственный Алтай. Впечатления от окружающей природы до­полнялись воспоминаниями отца и других казаков, побывавших на службе в Киргизской степи, на Алтае, на границе с Китаем.
Десятилетнего мальчика отдали учиться в Омский кадетский кор­пус, стоявший также на берегу Иртыша. Впечатления детства усилива­лись рассказами других кадетов, в большинстве также казачьих сыно­вей, прибывших в корпус из разных посёлков, станиц и городов — из Бийска, Барнаула, Каркаралинска и Алтая. Среди товарищей Г. Н. По­танина был казах Чокан Валиханов, который много и хорошо расска­зывал о жизни своих соплеменников. Чокан плохо писал по-русски. Г. Н. Потанин записывал его рассказы в тетрадь, которую Чокан иллю­стрировал рисунками казахского оружия, утвари, одежды. В старшем классе они оба увлекались описаниями путешествий и повестями Н. В. Го­голя, которые будили в них демократические настроения. В корпус в то время проникали и новые веяния, пробудившиеся в России под влиянием идей Белинского, Герцена, Грановского.
В 1852 г. Г. Н. Потанин окончил корпус в чине хорунжего и за­писался в казачий полк, стоявший в Семипалатинске, чтобы быть бли­же к Алтаю. В 1853 г. он получил назначение в отряд, который был направлен в город Копал и дальше в долину р. Или. Там он впервые увидел снеговые вершины Джунгарского Алатау, а на переходе через р. Или перед ним из тумана поднялась величественная цепь Заилий-ского Алатау с её острыми пиками, увенчанными снегами. Всё это — вершины, бурные потоки с водопадами, ущелья, скалистые склоны, тёплый климат —было ново для Г. Н. Потанина, жившего до тех пор на равнине. Ему казалось, что он попал в край, похожий на Кавказ, во­спетый А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым.
После зимовки во вновь заложенном городе Верном (ныне Алма-Ата) Г. Н. Потанин был командирован в Кульджу — большой китай­ский город с пёстрым населением — отвезти серебро русскому консулу. В 1855 г. он попал с сотней казаков на Алтай в станицы Бийской линии, где познакомился с патриархальным бытом казаков-земледельцев, который пришёлся ему по душе больше, чем торгашеский быт Иртыш­ской линии. Неизвестный Алтай очень привлекал его, но он чувствовал неполноту своего образования для исследовательской работы и в 1856 г. вернулся в Омск. Здесь, занимаясь разборкой архивов, он извлёк оттуда интересные материалы по истории Сибири и Джунгарии. За этой работой застал его знаменитый географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский проезжавший через Омск по пути в Тянь-шань. Молодой офи­цер рывшийся в архиве и мечтавший о путешествиях, несбыточных при его бедности (он получал всего 90 руб. в год) и научной неподготовленности, заинтересовал П. П. Семёнова; он словом и делом поддержал стремление Г. Н. Потанина учиться, облегчив ему освобождение от воен­ной службы, переезд в университетский город и получение заработка в Петербурге.
Приехав в столицу с караваном, вёзшим золото из Томска на мо­нетный двор, Г. Н. Потанин поступил в университет, где пробыл три года. Летом на свои скромные средства он отправлялся на ботаниче­ские и геологические экскурсии — в 1859 г. на реку Волхов, а в 1860 г. — на Урал. В университете он ещё колебался в выборе занятий — нату­ралиста или публициста, но в конце концов перевес получила наука. Ему хотелось проникнуть в глубь Азии, к озеру Куку-нор, окружённому снежными пиками, на берегах которого не бывала нога европейца.
Закрытие университета в 1861 г. в связи со студенческими волне­
ниями вынудило Г. Н. Потанина вернуться в Омск. Там он принял дея­
тельное участие в организации выборов депутатов от казаков в собра­
ние, обсуждавшее новое положение для казачьего войска. Как секретарь
собрания он добился включения в положение пунктов о мерах улучше­
ния быта казаков, которые и были приняты комитетом, назначенным
генерал-губернатором для выработки положения. По рекомендации
П. П. Семёнова Г. Н. Потанин одновременно с осени 1862 г. был включён
в состав экспедиции астронома Струве для определения широты и-дол­
готы пунктов в пограничной с Китаем полосе между Алтаем и Джунгар-
ским Алатау. Экспедиция выехала весной 1863 г. Она обследовала
берега озера Зайсан-нор, горы Сары-тау, реку Кальджир, впадину озера
Марка-куль. Г. Н. Потанин собирал гербарий и сведения о быте казахов,
кочевавших в этом крае. Экспедиция зимовала в городе Усть-Камено­
горске, откуда Г. Н. Потанин ездил зимой на озеро Зайсан-нор для на­
блюдения зимнего лова рыбы, который он подробно описал в своём
отчёте. На основе этого он добился улучшения условий для казахов,
арендовавших участки рыболовства. В 1864 г., когда экспедиция обсле­
довала хребет Тарбагатай, Г. Н. Потанин, кроме гербария, собрал много
данных о быте казахов на летних кочёвках и фольклоре и написал
вместе со Струве большой отчёт о путешествии, напечатанный в «За­
писках Географического общества».
По окончании экспедиции Г. Н. Потанин некоторое время был пере­водчиком с татарского языка при генерал-губернаторе в Омске. Но его не удовлетворял невысокий уровень культурной жизни местного обще­ства, состоявшего главным образом из военных и чиновников. Наряду с научными вопросами, его сильно привлекала общественная деятель­ность, началом которой ещё в университете послужила организация кружка студентов-сибиряков, в котором обсуждались вопросы о необхо­димости реформ в Сибири для превращения её в культурную страну. Получив место секретаря статистического комитета в Томске, Г. Н. По­танин занялся изучением дел по освобождению крестьян, прикреплён­ных к алтайским заводам, и по улучшению быта «инородцев», т. е. туземных племён. Он составил статью о географическом распределении этих племён и послал её в географическое общество. Он принял также большое участие в издании местной газеты и привлёк к ней своего друга Ядринцева и писателя Щапова. Кроме того, Г. Н. Потанин начал преподавать естественную историю в мужской и женской гимназиях. В организованном им кружке молодёжи и в газете обсуждались вопросы необходимых в Сибири реформ, пропагандировалась идея сибирского патриотизма и открытия местного университета, чтобы привлечь сибир­скую интеллигенцию на борьбу за культурный и экономический подъём Сибири. Но в этом местные власти усмотрели крамольные намерения, и летом 1865 г. все члены кружка были арестованы, перевезены в Омск и просидели там в тюрьме три года, пока длилось следствие. Г. Н. Пота­нин, принявший на себя главную вину, был приговорён к каторге, ос­тальные члены — к ссылке в разные места на севере Европейской России. В Омской тюрьме Г. Н. Потанин продолжал работать — ему разрешили разбирать областной архив, и он написал очерки по истории Сибири XVII и XVIII вв.
С 1868 по 1871 г. Г. Н. Потанин отбывал каторжные работы в кре­пости Свеаборг в Финляндии, а затем три года провёл в ссылке в гг. Ни-кольске и Тотьме Вологодской губернии, где занимался перелеской бумаг, составлением прошений для крестьян и написал для Географиче­ского общества обзор распространения тюркских и финских племён в Томской губернии в XVIII и в начале XIX веков. В конце ссылки он же­нился на А. В. Лаврской, приехавшей навестить своего ссыльного брата, и она сделалась незаменимой помощницей Г. Н. Потанина в позднейших его трудах и экспедициях.
В 1874 г. Г. Н. Потанин, по  ходатайству Географического  обще­ства, был помилован и перебрался в Петербург, где вместе с П. П. Се­мёновым  занимался  дополнением  третьего  тома   «Азии»  Риттера  по новым данным об Алтайско-Саянской  горной  стране.  Эта  работа хо­рошо подготовила  его  к  исследованию Северной  Монголии,  которое Географическое общество намеревалось начать. Экспедиция в составе Г Н Потанина, его жены, топографа Рафаилова, монголиста Позднеева „'охотника Березовского вышла в 1876 г. из г. Зайсанска к оз. Улюнгур, пересекла Монгольский Алтай к верховьям реки Кобдо и осенью спусти-яась в г Кобдо. Здесь она зимовала, изучая условия русской торговли, Весной 1877 г   путешественники прошли через Монгольский Алтай и Джунгарскую Гоби в г. Баркуль и пересекли конец Восточного Тянь-шГня в г  Хами. Затем они  вернулись  в  Баркуль,  вторично миновали ЛбТпо другому маршруту и ещё раз пересекли МонгольскийА^аи по пути в г. Улясутай, изучили нагорье Хангай до оз^ Косогол и оз. Убса В декабре через г. Кобдо они возвратились в с. Кош-агач на р.^уе в Ал^ае Кроме ботанических, зоологических и геологических коллекции и маршрутной съёмки, экспедиция доставила сведения о русской торговле ГГсещённых городах, о путях по Монголии и обширные этнографические материалы, составившие два тома «Очерков Северо-западной Монголии», написанных Г. Н. Потаниным и его сотрудниками в 1878 г.
Весной 1879 г. была совершена вторая экспедиция в Монголию. В ней участвовали Г. Н. Потанин, его жена, топограф Орлов и архео­лог Адрианов, два переводчика и три казака — помощники топографа. Экспедиция началась в Кош-агаче на Алтае и прошла в г. Уланком близ оз. Убса. Отсюда она направилась на юг мимо больших озёр в г. Кобдо и обратно. Экспедиция обследовала озёра и вечноснеговую группу Харкира, пересекла хребет Танну-ола и проехала вверх по рекам Улукем и Хакем в Урянхайском крае (ныне Тувинская народная республика). Уже позд­ней осенью, посетив часть бассейна р. Селенги, вышла она в Дархатский курень близ западного берега оз. Косогол. Оставив здесь снаряжение и скот до весны, путешественники выехали через Саян и Тунку в Иркутск на зимовку. Но продолжению экспедиции помешали осложнения с Ки­таем, и в 1880 г. Г. Н. Потанин вернулся в курень, чтобы продать скот, но сделал ещё экскурсию на запад вокруг оз. Доднор.
Отчёты об этой экспедиции, составленные Г. Н. Потаниным в Пе­тербурге за 1880—1883 гг., представляют следующие два тома «Очерков Северо-западной Монголии», содержащие дневники, списки флоры и фауны, материалы о тюркских и монгольских племенах, их быте и религии, о фольклоре, и вместе с первыми томами представляют до сих пор ценные данные о природе и населении этой части Монголии.
В начале 1884 г. Г. Н. Потанин с женой, топографом Скасси и нату­ралистом Березовским выехал в новое путешествие, почти одновремен­ное с четвёртой экспедицией Н. М. Пржевальского. Последний соби­рался проникнуть в глубь Тибета, а Г. Н. Потанин ставил своей задачей изучение восточной окраины Тибета и прилежащей к ней части Китая. Г. Н. Потанин и его спутники выехали на военном фрегате из Одессы, через Суэцкий канал и вокруг Индии в Китай. Из Пекина началось пу­тешествие через провинции Чжили и Шаньси и хребет У-тай-шань в г. Куку-хото. Отсюда они проехали по восточной окраине Ордоса и через провинцию Ганьсу в Лань-чжоу, зазимовав в местности Сан-чуань. Вес­ной 1885 г. они прошли через г. Си-нин и монастыри Гумбум и Лабран на Амдосское нагорье. Изучая окраину Тибета, они посетили города Мин-чжоу, Сы-гу и Сун-пан в провинции Сычуань, а на зимовку верну­лись в монастырь Гумбум, где познакомились с бытом лам и окрестных тангутов. В 1886 г. экспедиция посетила оз. Куку-нор, пересекла цепи хребта Нань-шань до г. Гань-чжоу и прошла вдоль р. Эцзин-гол и мимо оз. Гашиун-нор через Центральную Монголию, миновала Монгольский Алтай, часть нагорья Хангай и закончилась поздней осенью в г. Кяхте. Маршруты этого путешествия на значительном протяжении проходили по местностям, ещё не посещённым европейцами.
Отчёт Г. Н. Потанина об этом путешествии составляет два больших тома и содержит не только дневники, которые велись с той же полнотой, как и в монгольских путешествиях, но также общие очерки посе­
щённых стран, народов и снимки местностей, зданий и туземцев. Во вто­
ром томе помещены наречия нескольких монгольских племён, живущих
в Нань-шане и на окраине Тибета, а также сказки, легенды, предания
разных народов.
Следующие четыре года Г. Н. Потанин прожил в Иркутске, где составлял этот двухтомник. Он принял большое участие в деятельности Восточно-Сибирского отдела Географического общества, был его прави­телем дел, организатором исследования быта и собирания народного эпоса бурят Иркутской губернии и Забайкалья. Он издал первые томы этнографической секции отдела и вместе с Подгорбунским устроил вы­ставку принадлежностей буддийского культа, познакомившую горожан с обрядами буддизма. Работа отдела в эти годы благодаря Г. Н. Пота­нину очень оживилась.
В 1891 г. Г. Н. Потанин уехал в Петербург, чтобы закончить и напечатать свой отчёт, а также подготовиться к новому путешествию на окраину Тибета. Оно началось осенью 1892 г. В нём участвовали Г. Н. Потанин с женой, коллектор Кошкаров, переводчик Рабданов и автор этих строк в качестве геолога, имевший впрочем самостоятель­ные задачи и другие маршруты и приехавший в Пекин отдельно. Осталь­ные участники быстро проехали из Кяхты в Пекин по почтовому тракту и оттуда в провинцию Сычуань и на окраину Тибета, где провели зиму и лето 1893 г. в городах Тарсандо и Ли-фань-фу, занимаясь подробными исследованиями. Но болезнь, а затем смерть А. В. Потаниной прервали осенью работу экспедиции. Г. Н. Потанин, удручённый кончиной своей верной помощницы, вернулся в Россию.
Кратковременность работ этой экспедиции и болезнь жены не по­зволили Г. Н. Потанину собрать много материалов. Небольшой отчёт, на­печатанный в «Известиях Географического общества» в 1899 г., содержит дневники, этнографические данные и описания буддийских монастырей. Следующие 5 лет после путешествия Г. Н. Потанин, лишённый своей по­мощницы, провёл в Петербурге, занимаясь преимущественно изучением народного эпоса Азии и Европы по своим материалам и литературным источникам. Но в 1899 г. его опять потянуло в глубь Азии, где ещё осталась неизвестная ему страна — восточная окраина Монголии. Он и направился туда в сопровождении двух студентов и переводчиков. Они выехали из Кулусугаевского караула в Забайкалье, прошли через р. Ке-рулэн на юго-восток, обследовали среднюю часть хребта Большой Хинган и через провинцию Барга, принадлежащую Манчжурии, вернулись осенью в Забайкалье с ботаническими и этнографическими сборами. Отчёт Г. Н. Потанина об этой экспедиции содержит подробное описание страны и её населения. Он   напечатан   в «Известиях  Географического
общества».
Это было последнее большое путешествие Г. Н. Потанина. Осталь­ные годы своей жизни он провёл в Иркутске, Красноярске, а с 1907 г в Томске,   совершая   летом   небольшие   поездки   по   Забайкалью, на Алтай и в Киргизскую   степь   для   сбора   народных   легенд,   сказок и поверий, чтобы пополнить свои  труды  о  восточном  эпосе.  Он  при­нимал деятельное  участие в научной и общественной  жизни этих  го­родов, часто был инициатором учреждения учёных и других обществ, школ и музеев, хлопотал об открытии в Красноярске и Томске отделов Географического   общества,   составлял   докладные    записки,    ездил в Петербург двигать дела.   В   Красноярске   отдел   был   открыт,   а   в Томске вместо него по инициативе Г. Н. Потанина   было учреждено Общество изучения Сибири, в котором он скромно занял место только товарища председателя, чтобы   не  портить  репутацию  Общества, так как власти всё ещё считали его неблагонадёжным; так, когда в 1905 г. Томский   технологический   институт   избрал   Г.   Н.   Потанина   своим почётным членом,   министерство   отказалось   утвердить   его. В новом Обществе он был главным деятелем и собрал средства для экспеди­ции двух профессоров университета   в   Монголию   с   целью   изучения русской торговли.   Г.   Н. Потанин   был  также  инициатором   открытия в Томске первых в Сибири Высших женских курсов и одним из учре­дителей общества изыскания средств для них, организовал музей нагляд­ных пособий для   городских   школ, литературно-художественный кру­жок и всё своё время делил между общественными, просветительными и научными  предприятиями,  удивляя  всех  своей  энергией  и  инициа­тивой, несмотря на преклонный возраст и ослабевшее зрение. В 1915 г. Томское  общество  отпраздновало   его   80-летие  большим  собранием. На нём были оглашены многочисленные   приветствия   со   всех   концов Сибири. Летом 1919 г. Г. Н. Потанин тяжело заболел и 30 июня 1920 года скончался.
Заслуги Григория. Николаевича Потанина как исследователя при­роды и населения Азии очень велики. Его трудами, как и трудами Н. М. Пржевальского и М. В. Певцова, создана та основная канва геогра­фического лика внутренней Азии, на которой позднейшие исследователи разных специальностей начали вышивать узоры, т. е. наносить детали общей картины. До путешествий Потанина, Певцова и Пржевальского этой основной канвы, необходимой для дальнейшей работы, ещё не было, а были только обрывки её, часто не вязавшиеся друг с другом, несмотря на усилия таких мастеров, как Риттер, Гумбольдт, Рихтгофен, кропотливо собиравших материал из китайской географии и сказаний путеше­ственников.
Благодаря путешествиям Григория Николаевича Потанина наука получила много новых сведений о« Северной, Центральной и Восточной Монголии, о нагорье Хангай, о хребтах Танну-ола, Большой Хинган и Монгольском Алтае, о Джунгарской и Центральной Гоби, Ордосе, части Северного Китая, западной окраине провинции Сычуань с сосед­ней частью Тибета и системе Нань-шаня. Г. Н. Потанин познакомил нас также с различными народностями, населяющими эти страны, с их
бытом, нравами, верованиями и словесностью. В его отчётах даны све­дения о разных племенах тюркских и монгольских, о тангутах, дунганах, китайцах. В них напечатано больше 300 легенд, сказок, загадок, посло­виц и других произведений народной словесности, наречия некоторых племён. В них имеются сведения о торговле и промыслах. Г. Н. Потанин посвятил много работ также тюркским и монгольским народностям, жи­вущим в пределах России, изучил быт, поверья и эпос бурят, калмыков, киргизов, вотяков и чувашей.
Большое значение имеют ботанические сборы Г. Н. Потанина. По отзыву специалистов, он доставил наиболее полные и тщательно собран­ные гербарии, дополнением которых служат его заметки в отчётах об общем характере флоры данной местности и распространении некоторых растений. Нужно отметить также геологические и зоологические записи, имеющиеся в описаниях Г. Н. Потанина и в ряде случаев представляю­щие большой интерес. Н. М. Пржевальский и М. В. Певцов путешество­вали с военным конвоем, который делал их более смелыми, более незави­симыми от населения и местных властей, но зато мешал их тесному об­щению с туземцами и часто внушал последним недоверие или страх. Г. Н. Потанин конвоя не имел, ездил в гражданской одежде и с женой; много времени он провёл в селениях, стойбищах, китайских городах и буддийских монастырях и потому мог изучить быт и нравы народов го­раздо лучше. Его жена имела возможность собирать сведения и о семей­ной жизни, интимной обстановке, закрытой для посторонних мужчин.
В отчётах Г. Н. Потанина нет описаний крупных приключений, ярких эпизодов охоты и столкновений с туземцами и местными властями, кото­рых так много у Н. М. Пржевальского. Но зато там содержатся точные характеристики местности, детальные описания быта и нравов народов. Для Г. Н. Потанина страны внутренней Азии являлись своеобразным музеем, в котором хранились разнообразные памятники материальной и духовной культуры народов, частью уже Исчезнувших, и в котором можно было собрать богатые материалы по этнографии и народному эпосу. Умение расположить к себе туземцев и заслужить их доверие очень спо­собствовало успеху собирания материалов из такой области человеческой жизни, как религия, обряды и обычаи. Его палатка, юрта или фанза часто были полны посетителей, от которых он умел получать интересовавшие его сведения.
Огромный материал по народному эпосу, собранный Григорием Ни­колаевичем Потаниным, составил два тома его «Очерков Северо-западной Монголии» и том «Очерк путешествия в Сычуань и на восточную ок­раину Тибета», а также рассеян в мелких статьях и заметках в газетах и журналах за 50 лет. Последние 25 лет жизни Г. Н. Потанин обрабатывал свои материалы и написал на их основе ряд трудов, начиная от таких, как «Восточные мотивы в средневековом эпосе», вышедшие в 1899 г., и кончая такими, как «Ерке, сын неба Северной Азии», напечатанный в
1916 г. В последнем он обрисовал в образах легенды Монголии, повест­вующие об Ерке, участнике сотворения мира, сыне творца, свергну­того в преисподнюю и ведущего вечную борьбу с царём неба. Он изло­жил поэмы о сыне неба, фигурирующем в образах Цороса, Ирин-саина, Гэсэра и Чингиз-хана, и обряды, связанные с его почитанием. Он рассмот­рел перенесение этого культа из Азии на Запад, привёл сказания Кавказа, киргизских степей и сказки, распространённые в русских губерниях, и пришёл к выводу, что культ Иисуса Христа, сына неба, создался на во­стоке у народов Центральной Азии гораздо раньше. Борьбу с верой в сказочную личность Христа и её разоблачение устно и письменно он счи­тал задачей своей дальнейшей жизни. Этот труд Г. Н. Потанина, вышед­ший в Томске незадолго до Великой Октябрьской социалистической ре­волюции, повидимому, ещё мало известен специалистам. В популяр­ном изложении он заслуживает самого широкого распространения. По богатству и новизне собранных этнографических материалов Г. Н. Потанин занимает первое место среди исследователей Азии конца XIX века.
Главнейшие труды Г. Н. Потанина: Путешествие на озеро Зайсан и в речную область Чёрного Иртыша до оз. Марка-куль и горы Сары-тау летом 1863 г. Зимняя по­ездка на оз. Зайсан. Поездка по восточному Тарбагатаю летом 1864 г., «Записки Рус. геогр. общества», Спб., 1867, т. I; Очерки Северо-западной Монголии. Результаты пу­тешествий, исполненных в 1876—1877и 1879—1880 гг. (4 вып.), Спб., 1881—1883; Тан-гутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Путешествие 1884—1886 гг. (2 т.), Спб., 1893; Очерк путешествия в Сычуань и на восточную окраину Тибета в 1892— 1893 гг.,«Известия Рус. геогр. общества», Спб., 1899, т. 35, в. 4; Поездка в среднюю часть Большого Хингана летом 1899 г., там же, 1901, т. 37, в. 5; Восточные мотивы в средне­вековом европейском эпосе, М., 1899; Воспоминания, «Сибирская жизнь», ряд номеров за 1913—1917 (содержат много сведений о жизни, путешествиях и современниках Г. Н. Потанина).
О Г. Н. Потанине: Обручев В. А., Григорий Николаевич Потанин. Краткий очерк его жизни и научной деятельности, «Природа», 1916, январь (имеется отдельный оттиск); 70-летний юбилей Г. Н. Потанина, «Записки Рус. геогр. общества», отд. этно­графии, Спб., 1909, т. 34; Седельников А., Григорий Николаевич Потанин (ко дню 80-летия жизни), «Записки Зап.-Сиб. отд. Рус. геогр. общества», Омск, 1916, т. 38; 80-летний юбилей Г. Н. Потанина, «Сибирская жизнь», от 20 сентября 1915, № 205 (статьи разных авторов с характеристикой научной и общественной деятельности Г. Н. Потанина); Юбилей Г. Н. Потанина, «Сибирский студент», Томск, 1915, № 1—2 (статьи: Н. Козьмина.М. Овчинникова, Ф. Мальцева и др.); Потанина А. В., Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю, М., 1895; Обручев В. А., Гри­горий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность, М.—Л., 1947.
Категория: Великие русские учёные | Добавил: anikol (13.04.2009)
Просмотров: 2344
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Сделать бесплатный сайт с uCoz Фотографии, много, Андрей Николаев
АНИКОЛфото