Суббота, 21.09.2024
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ УЧЁНЫЕ
Меню сайта
Категории раздела
Великие русские учёные [66]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Великие русские учёные

АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ (1809—1880) Дедушка русской химии» — Александр Абрамович Воскресенский родился 7 декабря 1809 года в р. Торжке Тверской губернии, где его отец был дьяконом приходской церкви.
#l#voskresenskiy.jpg##Дедушка русской химии» — Александр Абрамович Воскресенский родился 7 декабря 1809 года в р. Торжке Тверской губернии, где его отец был дьяконом приходской церкви. В 1814 г., едва добившись ме­ста священника, отец его умер, оставив вдову с тремя малолетними детьми без всяких средств к сущест­вованию. Сироты были определены на казённый счёт в Торжковское духов­ное училище. Уже с первых лет учения необыкновенные способности А. А. Во­скресенского обратили на себя внима­ние преподавателей, в частности, его родного дяди Холщевникова, бывшего тоже преподавателем этого училища. Благодаря хлопотам Холщевникова, А. А. Воскресенский, по окончании ду­ховного училища, смог продолжать своё образование в Тверской духов­ной семинарии. Там он попрежнему выделялся своей талантливостью и любознательностью     и     курс   учения в 1832 г. окончил первым. Перед ним открылась возможность духов­ ной карьеры. Он мог, как отлично кончивший семинарию, получить хороший, доходный приход и жить безбедно, он мог поступить и в Ду­ховную академию и дослужиться впоследствии до архиерея. Но в то время наиболее выдающиеся семинаристы уже тянулись к высшему светскому образованию. Сухость и схоластичность духовной учёбы и впоследствии «мирное житие» в духовной среде отталкивали наиболее мыслящих, энергичных и талантливых людей из передовой учащейся молодёжи, к которой принадлежал и А. А. Воскресенский. .
А. А. Воскресенский по окончании семинарии направился в Петер­бург и поступил в Педагогический институт — одно из лучших высших учебных заведений того времени. Первые месяцы он получал скудную поддержку от дяди. Но вскоре ему пришлось самому добывать себе средства к существованию уроками, перепиской рукописей и другой случайной работой. Однако это не помешало ему в 1836 г. окончить Педагогический институт по I разряду.
Толчок, данный России петровской «революцией сверху», и обще­ние с промышленными странами не могли остаться без влияния на жизнь страны. Развилось горное дело, металлургия, текстильная про­мышленность, вызвавшие потребность в учреждении специальных тех­нических школ. Нельзя было уже ограничиваться выпиской из-за гра­ницы как инженеров и мастеров, так и преподавателей высших школ; чувствовалась настоятельная потребность в создании собственных кад­ров для этих целей. Способности А. А. Воскресенского к химии обра­тили на себя внимание его учителя, известного химика-термодинамика Гесса. По его рекомендации он был направлен вместе с группой дру­гих молодых учёных (знаменитая «Пироговская» группа) за границу для подготовки к профессорской деятельности.
Недостатком русских высших школ того времени в области химии была слабая постановка лабораторных работ. А. А. Воскресенский восполнил пробелы в экспериментальной подготовке в лабораториях из­вестных химиков того времени — Митчерлиха, Магнуса и Розе, а затем, желая специализироваться по синтезу органических веществ, направился в лабораторию Юстуса Либиха. Здесь в очень короткий срок, менее чем за 2 года, А. А. Воскресенский выполнил ряд блестящих работ, поражаю­щих необыкновенной точностью и отделкой эксперимента и сыгравших выдающуюся роль в органической химии.
После сравнительно небольшого исследования «Действия серного ангидрида на маслородный газ» он перешёл к исследованию веществ, выделяемых из природных продуктов или промышленных отходов.
Прежде всего им был окончательно установлен элементарный состав нафталина, вызывавший до этого времени разногласия среди химиков. Подвергнув нафталин тщательной очистке, анализу и определив плот­ность его пара, А. А. Воскресенский окончательно установил его фор­мулу, не подвергавшуюся с тех пор никакому изменению, кроме пере­счёта на современные атомные веса. Эта работа сыграла большую роль в органической химии, доказав существование углеводородов, по своей «насыщенности» напоминавших предельные, но гораздо менее богатые водородом, чем последние. G другой стороны, точный состав нафталина был важен для окончательного установления атомного веса углерода.
Второй работой А. А. Воскресенского в лаборатории Либиха было исследование выделенной из хинной корки хинной кислоты и её пре­вращения в хинон. Хинная кислота выделялась и раньше другими иссле­дователями, но точный и правильный  состав  её  был  впервые  установлен А. А. Воскресенским на основании анализа как её самой, так и её солей. Исследуя свойства этой кислоты, А. А. Воскресенский подверг её перегонке и окислению перекисью марганца в сернокислотной среде. Из продуктов реакции ему удалось выделить новое соединение, на­званное им «хиноилом». Открытие этого соединения возбудило боль­шой интерес в химическом мире и имело впоследствии такое значение для химии и техники, которое трудно переоценить.
Вслед за А. А. Воскресенским исследованием хиноила занялись такие крупные учёные, как Берцелиус, Велер и Лоран. Берцелиус дал этому веществу название «хинона» (сохранившееся за ним навсегда) по его происхождению из хинной корки и по его свойствам, напоми­навшим свойства кетонов (окончание «он»).
Через 6 лет после А. А. Воскресенского хиноном заинтересовался знаменитый Велер, сначала придавший хинону, на основании своих анализов, иную формулу, чем установленная А. А. Воскресенским. Однако эта формула была в следующем году опровергнута Лораном, Велер должен был признать свою ошибку и пришёл к окончательной формуле, тождественной с формулой А. А. Воскресенского.
Это обстоятельство наглядно показывает классическую точность и аккуратность эксперимента А. А. Воскресенского. Недаром Ю. Либих при опубликовании этой работы считал необходимым обратить вни­мание на то, что она выполнена чшолодым химиком Воскресенским, равно выдающимся талантом и рвением».
Подобно тому как восстановление нитробензола в анилин Зини- ным в 1842 г. явилось отправной точкой для создания всей техники искусственных органических красителей, так синтез хинона А. А. Во­скресенским в 1838 г. имел, после установления его строения, гро­мадное влияние на разработку вопроса о хиноидном строении крася­щих веществ, а в последние годы хиноидные структуры играют большую роль в теории резонанса (мезомерии по другой номенклатуре).
Выдающаяся способность хинона к реакциям делает его исходным материалом для различных синтезов, в том числе и технически важных. Следующей работой А. А. Воскресенского является выделение из бобов какао, исследование свойств и установление состава нового алкалоида теобромина, ближайшего родственника кофеина (теина), открытого ещё в 1820 г. Ф. Рунге. Всем известно значение этих ве­ществ в медицинской практике: двойная соль теобромина и натрия с салициловой кислотой представляет собой употребительное лекар­ство диуретин, действующее, как и кофеин, возбуждающе на дея­тельность сердечной мышцы и почек, понижающее кровяное давление и пр. И в этом случае работа А. А. Воскресенского является образ­ цом точности и наблюдательности. В описание свойств и состава теобромина, данное им, никогда не было введено ни малейшей по­правки. Работа эта была закончена и опубликована А. А. Воскресенским в 1842 г., уже по возвращении на родину.
По приезде в Петербург в 1838 г. А. А. Воскресенский был на­значен адъюнктом Петербургского университета по кафедре химии, которой заведывал тогда проф. Соловьёв, и инспектором студентов Главного педагогического института, в котором и сам он получил выс­шее образование. В следующем году А. А. Воскресенскому была при­суждена степень доктора за упоминавшуюся уже выше работу по исследованию веществ хинной корки, оформленную им в виде диссер­тации. В то время в наших университетах всё естествознание входило в состав «философского» факультета, и А. А. Воскресенский получил степень доктора философии.
Теперь исполнилась его мечта. Перед ним открывалась широкая дорога к научно-исследовательской работе и к преподаванию в высшей школе — двум путям, ведущим к созданию русской национальной хи­мической науки.
В первые годы А. А. Воскресенский, наряду с педагогической, отдавал много времени и экспериментальной работе, плодом которой и явилось уже упоминавшееся выше открытие и исследование теобро­мина. Однако вскоре его захватила целиком преподавательская дея­тельность, и в дальнейшем исследовательских работ в области теорети­ческой химии он больше не публиковал. Конечно, об этом приходится жалеть, так как, будучи исключительно талантливым экспериментато­ром, он, без сомнения, дал бы миру ешё очень много классически про­ведённых исследований. Но он ясно понял, как велика была потреб­ность России в людях, могущих вести настоящую научную препода­вательскую работу и готовить русские научные и технические кадры. Наилучшей характеристикой этой стороны жизни А. А. Воскресенского являются слова его ученика Д. И. Менделеева, написанные им в биогра­фии А. А. Воскресенского для энциклопедического словаря. Приведу их целиком:
«Проникшись основной мыслью Уварова (о замене иностранцев русскими химиками), А. А. Воскресенский заменяет Гесса после его смерти и старается, может быть, даже сверх меры, удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему, как к новому русскому химику. Он читает в университете, в Педагогическом институте, в Институте путей сообщения, в Инженерной академии, в Пажеском корпусе и в Школе гвардейских подпрапорщиков и удерживает эти места, пока не наро­дился сонм свежих русских сил, могущих его заменить. Плодом такой усиленной педагогической деятельности является то множество русских химиков, которое и дало ему прозвище «дедушки русских химиков». Чтобы указать, какую любовь к делу, какую охоту к разработке хими­ческих знаний и какую основу самобытного развития этих знаний в России внушали чтения А. А. Воскресенского, достаточно сказать, что между его учениками были: Н. Н. Бекетов, Н. Н. Соколов, Н. А. Меншуткин, Л. Р. Шуляченко, П. П. Алексеев и множество дру­гих лиц, укрепивших как в учёном   миое   всего   гш»тя    тян-   н  пп  всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков. А. А. Воскресенскому и Зинину, его сверстнику, принадлежит честь быть зачинателями самостоятельного русского направления в хи­мии. Принадлежа к числу учеников А. А. Воскресенского, я живо помню ту обаятельность безыскусственной простоты изложения и то постоянное наталкивание на пользу самостоятельной разработки науч­ных данных, какими А. А. Воскресенский вербовал много свежих сил в области химии. Другие говорили часто о великих трудностях научного дела, а у А. А. Воскресенского мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: «Не боги горщки обжигают и кирпичи де­лают», а потому в) лабораториях, которыми заведывал А. А. Воскресен­ский, не боялись приложить руки к делу науки, а старались лепить и обжигать кирпичи, из которых слагается здание химических знаний. Важна ещё одна черта педагогической деятельности А. А. Воскресен­ского. Он... всегда ясно видел, что истинное знание не может ограничи­ваться односторонностью, а потому нас, начинающих, заставлял сопо­ставлять мысли и взгляды Берцелиуса и Либиха с учениями Дюма, Ло­рана и Жерара, тогда уже выступивших, но ещё далеко не получивших господства. Мало того, А. А. Воскресенский ясно уже видел превосход­ство понятий французской школы и предвидел то, что должно было по­стичь понятия дуалистов, господствовавшие в эпоху 1840-х годов. К этим понятиям он всегда относился скептически, считая истинно научным де­лом, по крайней мере в эпоху начала второй половины XIX в., когда я знал ближе взгляды А. А. Воскресенского, только возможно твёрдое следование за фактами, добывать которые и разбирать он учил массу своих слушателей».
Интересно, что и в то время и даже гораздо позднее, когда вслед­ствие отсутствия запросов со стороны ничтожно развитой собственно химической промышленности подавляющее большинство русских ака­демических работников-химиков посвящало все свои силы разра­ботке чисто теоретических вопросов, А. А. Воскресенский не только не чурался техники, но сумел заглянуть далеко в её будущее. «Добыв,— пишет Д. И. Менделеев, — образцы тогда мало кому известных рус­ских, особенно донецких, каменных углей, Воскресенский с полной точностью установил их состав и тем показал, что для всяких тре­бований техники найдутся в России свои каменные угли, ни в чём иностранным не уступающие, а кое в чём и превосходящие лучшие сорта
иностранных углей».
Возможно, что этот интерес к техническим ресурсам России послу­жил и для ученика А. А. Воскресенского — Д. И. Менделеева — приме­ром и толчком к развитию у него того широчайшего кругозора в тех­нических вопросах, который проявился в «Толковом тарифе», книге «К познанию России», в начатом руководстве по технической химии и в многочисленных статьях и выступлениях великого учёного и мы­слителя. Д. И. Менделеев приводит и другие случаи активного содействия А. А. Воскресенского решению технических задач. «Участвуя в обсужде­нии вопросов о материалах   для   окончания   постройки   Исаакиевского собора и для починки трещины на Александровской колонне, Воскре­сенский много содействовал  своими  знаниями  удачному   исходу  этих работ. Например, трещина    в   Александровской   колонне   остановлена и закрыта с полнейшим   успехом,  благодаря  указанию  Воскресенским того состава, который должно было придать закрывающей массе». Та­ким образом, А. А. Воскресенскому мы обязаны сохранением этого па­мятника Первой Отечественной войны,  оставшегося целым и во Вторую Отечественную войну, несмотря на детонации бомб и артиллерийских сна­рядов, обрушенных на Ленинград фашистскими разрушителями культуры. 25 лет жизни А. А. Воскресенского в Петербурге были посвящены неустанной педагогической работе, взращиванию   молодого   поколения русских химиков. Мало-помалу выросшие  в  самостоятельных  крупных учёных ученики разгружали его от этого тяжёлого труда, и для него открылась возможность и другой работы.
В 1863 г., в период наибольшего расцвета Петербургского универ­ситета, он был избран ректором этого университета. Это были годы, когда в университет толпой устремились молодые люди со всех кон­цов громадной страны, движимые широко развившимися народниче­скими тенденциями, стремившиеся отдать свои силы народу, вооружив­шись для этого лучшими достижениями науки. В Петербургском университете сконцентрировалось много крупнейших учёных, и А. А. Во­скресенский много способствовал этой концентрации, одновременно заботясь и о материальной обстановке учебных учреждений универси­тета. Деятельность его в этих направлениях была настолько плодо­творна, что в 1866 г., по истечении срока своих полномочий, он был снова переизбран ректором.
Однако уже в следующем году назначение на должность попечи­теля Харьковского учебного округа оторвало его от любимой препода­вательской работы и от университета, которому он отдал лучшие годы своей жизни.
Недолго продолжалась работа А. А. Воскресенского в новой роли. Всему складу его реалистического ума, всем его убеждениям противо­речили чиновничье-административные обязанности попечителя учебного округа, связанные с необходимостью насаждения в гимназиях глубоко антипатичного ему классицизма. После нескольких столкновений с мини­стерскими кругами он вышел в отставку и уже не возвращался ни к педагогической, ни к исследовательской работе. Он поселился с семьёй в своём имении Можайцево в Новоторжском уезде Тверской губернии, приобретённом им на скопленные в течение всей его трудовой жизни средства, и мирно провёл последние 11 лет. На его средства в Можайцеве была построена и содержалась народная школа, которой он отдавал много внимания и времени.
В этой имении о-н и скончался 2 февраля 1880 года.
Если можно сожалеть о том, что необыкновенный эксперименталь­ный талант А. А. Воскресенского не получил полного развития и до­стойного его применения, начиная с 1842 г., то всё же и немногие выполненные им исследования оставили глубокий след в науке. Уже одного открытия хинона и теобромина достаточно, чтобы имя А. А. Во­скресенского навсегда осталось в истории химии.
Что же касается его педагогической работы, то польза, принесён­ная ею делу создания многочисленных, вооружённых рлубокими на­учными познаниями кадров русских химиков, громадна и очевидна. И не перевешивает ли эта польза того ущерба, который понесла наука от его преждевременного отхода от личной экспериментальной разра­ботки теоретических вопросов химии!
Многие из его учеников своими работами и на научном, и на прак­тическом поприще прославили свои имена, а тем самым и имя своего учителя, передавшего им и свои познания, и свои заветы упорной, не останавливающейся перед препятствиями научной работы. Русские хи­мические школы Менделеева, Бекетова, Меншуткина и другие имели своим истоком педагогическую работу А. А. Воскресенского, вполне заслужившего прозвище «дедушки русской химии». Имена двух «зачи­нателей самостоятельного направления русской химии» — Зинина и Во­скресенского — соединены Русским химическим обществом в премии, учреждённой им в 1880 г. на средства, собранные по подписке среди многочисленной уже к тому времени семьи русских химиков.
Категория: Великие русские учёные | Добавил: anikol (13.04.2009)
Просмотров: 1738
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Сделать бесплатный сайт с uCoz Фотографии, много, Андрей Николаев
АНИКОЛфото