Суббота, 21.09.2024
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ УЧЁНЫЕ
Меню сайта
Категории раздела
Великие русские учёные [66]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Великие русские учёные

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ(1863—1945)
Выдающийся естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский был самым крупным минералогом мира. Среди минералогов и геохими­ков есть, конечно, много талантливых исследователей, внесших свой вклад в эти дисциплины. Отдельные вопросы   ими  разрабатывались не
менее глубоко, чем В. И. Вернад­ским, однако по широте и глубине понимания и охвата природных ми-нералообразующих процессов, по силе анализа истории химических элементов земной коры в целом мы не знаем учёных, ему равных.
В. И. Вернадский преобразовал минералогию, создал геохимию, нау­ку об истории химических элемен­тов — атомов Земли и космоса — и наиболее глубоко и правильно опре­делил задачи этого нового течения в геологии. Он был творцом биогео­химии — науки о роли организмов в истории химических элементов Зем­ли и о взаимосвязи организмов с земной корой. В. И. Вернадский рабо­тал во многих областях естествознания: минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, поч­воведении и везде оставил глубокий след.
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора-экономиста. В 1881 г. он окончил гим­назию. О гимназических годах у Владимира Ивановича остались не­приятные воспоминания. Классическая гимназия, по его словам, была классической только по названию.   «Главным   несчастьем   было  то,—писал в 1916 г. В. И. Вернадский,. — что в общем преподавателями древ­них языков в это время в России были или, как у нас, чужие люди, сторонние русской жизни и интересов нашей страны и потому бессозна­тельно добросовестно исполнявшие антинациональную официальную программу, или чиновники — полицейские, которым никакого дела не было до идейных заданий школы, более или менее добросовестно ис­полнявшие предписание такого же, как и они, начальства. Несомненно, других исполнителей для полицейской классической системы и нельзя было найти».
Интересы талантливой части гимназической молодёжи сосредото­чивались в различных кружках, работа в которых оставляла глубокий след в жизни их участников. По этому поводу В. И. Вернадский писал: «Странным образом, стремление к естествознанию дала мне изуродо­ванная классическая гимназия, благодаря той внутренней подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в её среду попадали живые, талантливые юноши-натуралисты». Однако его интересы в гимназический период находились в области истории, фи­лософии и славянских языков.
Совершенно по-другому пошла его жизнь после поступления в Петербургский университет на естественное отделение физико-матема­тического факультета. Состав профессоров Петербургского универси­тета того времени был блестящим. В нём читали лекции Менделеев, Меншуткин, Докучаев, Сеченов, Костычев, Иностранцев и другие. В воспоминаниях В. И. Вернадского о студенческих годах мы читаем: «На лекциях многих из них — на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева — открылся перед нами новый мир, и мы все бро­сились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью. Восемь лет гимназической жизни казались нам напрасно потерянным време­нем, тем ни к чему ненужным искусом, который заставила нас прохо­дить вызывавшая глухое наше негодование правительственная си­стема». Эти мысли получали яркое выражение в лекциях Д. И. Менде­леева... Дмитрий Иванович Менделеев, по словам В. И. Вернадского, возбуждал «глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению».
В 1885 г. В. И. Вернадскому была присвоена степень кандидата естественных наук за исследование физических свойств изоморфных смесей. Начало научной деятельности В. И. Вернадского протекало в кругу лиц, группировавшихся вокруг выдающегося русского учёного-почвоведа В. В. Докучаева, которого он считал своим учителем. В. В. Докучаев в это время создавал новую отрасль естествознания — почвоведение, науку о почве как самостоятельном естественно-историче­ском теле, возникающем и развивающемся в поверхностных усло­виях земной коры, где жизнь взаимодействует с неорганической природой.
В связи с изучением эволюции почв у В. В. Докучаева возник огромный интерес к генезису минералов и их истории как составной части истории почв. Докучаев оказал глубокое влияние на будущее развитие научной' деятельности В. И. Вернадского как минералога, геохимика и биогеохимика.
После окончания университета, в период с 1886 по 1888 г., В. И. Вернадский был хранителем минералогического музея Петербург­ского университета. В 1888 г. его командируют за границу для проведе­ния работы по минералогии и кристаллографии. В течение двух лет он работал в Италии, Германии, а главным образом во Франции у профес­соров Фукэ и Лешателье, где ознакомился с методами синтеза минералов и их определением.
В 1890 г. В. И. Вернадский возвратился в Россию и принял уча­стие в почвенной экспедиции В. В. Докучаева. Осенью этого же года он был утверждён доцентом Московского университета. В 1891 г. в Петербургском университете В. И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра минералогии и геогнозии на тему «О группе сил­лиманита и роли глинозёма в силикатах», а в 1897 г. он получил сте­пень доктора за работу «О явлениях скольжения кристаллического вещества».
В 1898 г. В. И. Вернадский был назначен профессором Москов­ского университета, где и работал до 1911 г. За двадцатилетний пе­риод работы в Московском университете он создал учебники по мине­ралогии и кристаллографии, в корне перестроил преподавание этих дисциплин, упорядочил и развил одновременно минералогический музей университета.
В 1906 г. В. И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 г. академиком. В 1911 г. он с группой демократически настроенных профессоров (К. А. Тимирязев и другие), в знак протеста против реакционной политики министра Кассо в отношении выс­шей школы, оставил Московский университет и переехал в Пе­тербург.
С тех пор по день смерти его научная деятельность протекала пре­имущественно в Академии наук.
Научная деятельность В. И. Вернадского, постоянным предметом исследования которого была история минералов и химических элемен­тов Земли, может быть условно разделена на три периода. В первый период он разрабатывал преимущественно вопросы минералогии и кри­сталлографии. Во второй, на основе огромных материалов минералогии, создавал и развивал геохимию. В третий, обнимающий последние 15—20 лет жизни, он создавал биохимию и разрабатывал её проблемы.
До В. И. Вернадского в минералогии существовало описательное направление. Минералы преимущественно изучались с точки зрения их внешних свойств — формы, цвета, твёрдости,   размера   и   т.   п.   Очень мало внимания уделялось выяснению причин и условий образования минералов, закономерностям их взаимоотношений друг с другом, т. е. их парагенезису, а также их внутренним свойствам, их строению.
В. И. Вернадский развил генетическую минералогию; он учил рас­сматривать минералы как закономерные продукты физико-химических процессов, происходящих в земной коре и космосе. Он создал минера­логию как химию Земли; указал на необходимость изучать не только минералы, но и минералообразующие процессы и выдвинул парагене­зис минералов как важный критерий в познании их происхо­ждения.
Он с успехом искал и находил причины процессов минералообра-зования и изучал сам эти процессы. «Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основ­ное внимание на процесс, а не только на исследование продукта про­цесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов, причём, — после некоторых колебаний, — остановился для своей исследовательской работы, главным образом, на минералогии, а не на кристаллографии».
При изучении любого процесса В. И. Вернадский искал и находил влияние фактора времени как реального природного фактора всех про­цессов, т. е. подходил к исследуемому предмету исторически.
В. И. Вернадский дал наиболее полное и правильное определение минералогии как науки и минерала как предмета исследования этой дисциплины. Он писал: «Минералогия представляет собой химию зем­ной коры, она имеет задачей изучение как продуктов природных хи­мических процессов, так называемых минералов, так и самих процес­сов. Она изучает изменение продуктов и процессов во времени, в раз­личных естественных областях земной коры. Она исследует взаимные естественные ассоциации минералов (их парагенезис) и законности в их образовании».
Наибольшей известностью пользуются работы В. И. Вернадского' в области исследования строения важнейшей группы минералов — алюмосиликатов, составляющих большую часть земной коры: полевых шпатов, фельдшпатидов, слюд и других. Работы в этой области были начаты им в 1890—1891 гг. Строением алюмосиликатов он не пере­ставал интересоваться на протяжении всей своей научной дея­тельности.
До В. И. Вернадского все силикаты, в том числе и алюмосиликаты, рассматривались как соли кремнёвых кислот. В. И. Вернадский устано­вил, что окись алюминия, как и окись кремния, играет кислотную роль и входит в состав сложных алюмокремнёвых кислот.
Обобщив огромный фактический материал по каолинам, слюдам и другим минералам, В. И. Вернадский разработал и выдвинул свою тео­рию строения алюмосиликатов — теорию каолинового, или слюдяного, ядра, которую впоследствии знаменитый французский химик Лешателье
назвал гениальной. Согласно этой теории в основе строения алюмоси­ликатов лежит общее для этих минералов каолиновое ядро, в состав которого входят два атома алюминия, два атома кремния и семь ато­мов кислорода. В. И. Вернадский рассматривает полевые шпаты, слюды и другие алюмосиликаты как соли алюмокремнёвой кислоты, т. е. как продукты присоединения к указанному ядру ряда элементов-катионов: натрия, калия, кальция и других.
Теория каолинового ядра явилась исключительно плодотворной при выяснении строения, генезиса и классификации минералов. Взгляд ды В. И. Вернадского на строение и происхождение минералов стали господствующими и вошли в преподавание. Благодаря применению рентгеноструктурных методов строения ряда минералов, в том числе и алюмосиликатов, внутреннее распределение в них различных элемен­тов изучено довольно хорошо. В своём отчёте о заграничной команди­ровке за 1932 г., т. е. спустя более 40 лет после разработки им своей теории строения алюмосиликатов, В. И. Вернадский мог написать: «В Берлине — Шарлотенбурге (проф. Эйтель и Герлингер) я теперь впер­вые увидел в моделях, выведенных из рентгенометрических съёмок, в пространстве, то каолиновое ядро, которое теоретически я вывел в 1891 г. и выразил на плоскости».
Интересна оценка положений В. И. Вернадского о строении алюмо­силикатов, данная Шибольдом, одним из главных исследователей структуры силикатов рентгеновскими методами. Он пишет: «Большой интерес представляет то обстоятельство, что предугаданное Вернад­ским с гениальной интуицией четверное кольцо действительно в прин­ципе подтвердилось, и наличие его доказано также в минералах, по­хожих на полевые шпаты».
Таким образом, современные исследования подтвердили основные положения теории В. И. Вернадского и тем самым показали, что на­учная мысль минералогов и кристаллохимиков благодаря его трудам, благодаря его поразительной силе научного предвидения шла и идёт правильным путём.
Благодаря работам Владимира Ивановича Вернадского минера­логия из сухой эмпирической дисциплины, содержащей бесчисленное количество разрозненных фактов, превратилась в подлинную науку. За время работы в Москве В. И. Вернадский разработал вопросы изомор­физма — одну из интереснейших и важнейших областей генетической минералогии и геохимии. В своей работе «Парагенезис химических эле­ментов земной коры» он разбил все химические элементы, слагаю-. щие Землю, на 18 групп—на «природные изоморфные ряды». В каж« дый ряд им помещены элементы, которые могут заменять друг друга при образовании общих для них минералов. Общим для двух элемен­тов называется такой минерал, который до известных пределов не меняет своей кристаллической структуры при замене этих элементов друг другом.  Такие элементы   называются   изоморфными.   При   этом Владимир Иванович Вернадский
он установил очень важное положение о том, что изоморфные ряды не являются постоянными, а «перемещаются и изменяются под влиянием изменения температуры и давления». Он показал, что в условиях низких температур и давлений соединяются в общие минералы и дают изоморф­ные смеси одни элементы, в условиях высоких давлений и низких темпе­ратур—другие; а там, где господствуют высокие температуры и дав­ления (зона застывания магм), —третьи. Из рядов В. И. Вернадского видно, что число элементов, способных заменять друг друга при обра­зовании общих минералов, как правило, возрастает с повышением тем­пературы и давления.
Исследования В. И. Вернадского в области изоморфизма устанав­
ливают руководящие принципы, дающие возможность предсказывать,
где и какие элементы можно встретить вместе, т. е. позволяют созна­
тельно подходить к изучению распределения химических элементов в
породах и минералах как продуктах разных процессов: магматических,
метаморфических, осадочных. Это, в свою очередь, ставит на научную
основу поиски месторождений полезных ископаемых. Раз эти ряды не­
постоянны, то при переходе породы, состоящей из тех или иных групп
элементов, в обстановку других температур и давлений (что всё время
происходит в земной коре) элементы перегруппировываются, происходит
их концентрация или рассеяние. щ&
В. И. Вернадский развернул картину, отображающую колоссальные процессы перемещения химических элементов земной коры во времени и пространстве, изменения их сочетаний друг с другом, т. е. представил их историю.
Много внимания уделял В. И. Вернадский изучению химического состава земной коры. Он уточнил имевшиеся данные по её химическому составу, разбил все элементы по их участию в сложении земной коры на 10 групп (декад), установил новые кларки (процентное содержание элемента в земной коре) для ряда редких элементов. Большую работу провёл В. И. Вернадский по изучению редких и рассеянных элементов (рубидия, цезия, таллия и др.).
Характерной чертой В. И. Вернадского как учёного является его поразительная способность подмечать явления, правильно оценивать научную значимость новых открытий и использовать их для дальней­шего развития науки.
Так, например, в связи с открытием радиоактивности Владимир Иванович Вернадский обратил внимание на роль радиоактивных эле­ментов в жизни нашей планеты. В научных кругах геологов и учёных, имеющих дело с Землёй как геологическим телом, шли и идут споры об источниках энергии, обусловливающей процессы, протекающие в земной коре. Ряд исследователей считает, что в основе этой деятель­ности лежит тепловая энергия, сохранившаяся от той стадии развития Земли, когда Земля была ещё в расплавленном состоянии;' другие ви­дят источники этой энергии в процессах   сжатия   Земли,   в   силу   её остывания и т. п. В. И. Вернадский, в связи с работами Джоли, развил по­ложение , что основной энергетический источник всех геохимических процессов, идущих в земной коре, заключается в процессах радиоактив­ного распада. «Тепло, — пишет он, — освобождающееся под влиянием непрестанного разрушения атомов определённых радиоактивных элемен­тов (действительно, имеющего место), совершенно достаточно для объ­яснения всех этих грандиозных явлений».
Изучая минералы, а также процессы их возникновения, изменения и исчезновения, В. И. Вернадский, естественно, перешёл к изучению Щ истории химических элементов, слагающих эти минералы. Это было естественным шагом в сторону углубления его представлений о хими­ческих процессах земной коры, поскольку для него было ясно, что каж­дый минерал представляет собой временную постройку вечно мигрирую­щих элементов. Перейдя к более систематическому изучению истори|^П химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский, таким образом, создал новую науку — геохимию. В. И. Вернадский сформулировал за­дачи геохимии, установил место этой науки среди других геологических дисциплин и указал проблемы и пути её будущего развития. Владимир Иванович внёс в эту науку много конкретных фактов и эмпирических обобщений.
В. И. Вернадский разбил все элементы Менделеевской системы на шесть групп, в зависимости от их геохимической роли в строении и процессах земной коры: 1) благородные газы, 2) благородные металлы, 3) циклические элементы, 4) рассеянные элементы, 5) элементы сильно радиоактивные, 6) элементы редких земель.
Особое внимание он уделил группе циклических элементов, кото­рые составляют большую часть веса земной коры, и группе сильно ра­диоактивных элементов, в распаде которых он видел источник энергии почти всех геохимических и геологических процессов, происходящих в земной коре. Циклические элементы названы так им потому, что они неоднократно проходят в своей истории различные области земной коры, образуют в них различные, присущие только этим геосферам соединения и возвращаются вновь в то состояние, с которого начался тот или другой цикл. Здесь мы видим дальнейшее развитие его преж­ней идеи «природных изоморфных рядов». Вместе с тем, В. И. Вернад­ский указывает, что все циклические элементы являются органогенными, т. е. они принимают участие в строении живого вещества, которое является весьма важным фактором перемещения химических элементов
земной коры.
Не меньшее значение В. И. Вернадский придавал группе сильно радиоактивных элементов. В живом веществе и радиоактивных элемен­тах, несмотря на их относительно незначительное количество, он видел главные факторы геохимических процессов земной коры.
Таким 'образом, исследуя историю химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский впервые в должной мере обратил внимание на роль живого вещества — растительных и животных организмов — в истории химических элементов ца Земле. В связи с этим последние
15—20 лет своей жизни В. И. Вернадский отдал изучению химического
состава и распространённости животных и растительных организмов.
Он исследовал их участие в реакциях и перемещениях химических эле­
ментов в земной коре (биосфере) и создал новую науку — биогеохи­
мию, имеющую колоссальное научное и народнохозяйственное
значение.
Сейчас проблемы биогеохимии тесно связаны с рядом проблем минералогии, агрохимии, почвоведения, физиологии растений, геобота­ники, биохимии и захватывают глубокие вопросы развития жизни на Земле, поскольку они касаются взаимосвязей неорганической и органи­ческой природы. В настоящее время эволюция растительного и живот­ного мира, вопросы минерального питания растений, ряд их болезней не могут успешно разрабатываться без решения ряда проблем биогео­химии, без учёта распространения микроэлементов в почвах, водах, растениях той или иной области земной коры. Биогеохимия даёт новое ©свещение законам изменчивости и наследственности, т. е. основным законам дарвинизма. Исходя из данных биогеохимии, В. И. Вернадский справедливо утверждал, что: «Связь состава организма с химией зем­ной коры и то огромное первенствующее значение, которое имеет жи­вое вещество в механизме земной коры, указывают нам, что разгадка жизни не может быть получена только путём изучения самого живого организма. Для её разрешения надо обратиться к первоисточнику — земной коре».
Изучая геохимическую роль организмов в жизни Земли, Владимир Иванович Вернадский пришёл к выводу, что свободный кислород биосферы и даже «земная газовая оболочка, наш воздух, есть созда­ние жизни».
Для развития биогеохимии В. И. Вернадский организовал в со­ставе Академии наук СССР биогеохимическую лабораторию и стал во главе её. В связи с 80-летием со дня рождения В. И. Вернадского эта лаборатория решением советского правительства была переимено­вана в лабораторию   геохимических   проблем   и   ей   присвоено   имя
юбиляра.
Одной из больших заслуг В. И. Вернадского является то, что он учил рассматривать процессы в земной коре и жизнь Земли в целом
как части космоса.
Разрабатывая важнейшие теоретические проблемы, В. И. Вернад­ский никогда не забывал о необходимости практических выводов из достижений своей науки. Горячий патриот своей родины, он заботился о приумножении производительных сил России, о необходимости её самостоятельного развития. В годы первой мировой войны в своих статьях «Из прошлого» и «Война и прогресс науки», вышедших в 1915 г.   В. И. Вернадский обвинял царское правительство в том, что
оно не охраняло России от иноземного засилья, не могло само исполь­зовать производительные силы страны и тем самым увеличивало силы врага — Германии.
«Для нас, — писал В. И. Вернадский, — выяснилось многое во время войны и прежде всего стало ясно всем то, что раньше было ясно немно­гим — наша экономическая зависимость от Германии, носящая совершен­но недопустимый характер при правильном государственном управлении. То, что это сделалось ясным для русского общества, очевидно, является фактом величайшей важности, ибо последствием такого сознания неиз­бежно будет изменение положения дел.
Одним из главнейших факторов такого освобождения является ис­пользование своими силами своего достояния».
Он критиковал положение дел в России с позиций учёного. Он ука­зывал, что в нашей стране добывается только 31 химический элемент из 61, используемых техникой первой мировой войны. Он, как и Менделеев, ратовал за изучение производительных сил России и за­являл, что в недрах России имеются все виды полезных ископаемых. Утверждая это, он исходил из того, что на территории нашей необъят­ной страны имеются остатки почти всех геологических формаций и что в её недрах протекали и протекают геологические, в том числе и рудо-образующие, процессы, присущие всем остальным частям суши зем­ного шара.
Теоретические положения В. И. Вернадского о наличии руд алю­миния, калия и других полностью подтвердились послереволюционными геологическими исследованиями.
В. И. Вернадский был прекрасным организатором. Он энергично и настойчиво проводил свои идеи в жизнь, ломая всякие преграды. Для изучения производительных сил России он создал Комиссию по изуче­нию естественных производительных сил страны (КЕПС).
На основе больших работ, проведённых этой Комиссией под руко­водством В. И. Вернадского и по его инициативе, организовался ряд постоянных учреждений: Институт географии, Институт минералогии и геохимии, Радиевый институт, Керамический институт, Оптический ин­ститут, Комиссия по изучению вечной мерзлоты (сейчас Институт имени акад. В. А. Обручева), Комиссия по минеральным водам, Метеоритный комитет, Комиссия по изотопам и другие. Наследником КЕПС остался Совет по изучению производительных сил СССР.
В. И. Вернадский много сделал в области изучения истории рус­ской науки. Он на свои средства провёл большую работу по сбору ру­кописных материалов М. В. Ломоносова. Собранные материалы он передал Академии наук; он провёл большое исследование по освеще­нию роли и значения М. В. Ломоносова в русской и мировой науке.
В. И. Вернадский уделял исключительное внимание подготовке кад­ров и был строгим и внимательным учителем. Почти все минералоги и
геохимики Советского Союза, а также ряд минералогов и геохимиков в зарубежных странах (Франция, Чехословакия) являются учениками В. И. Вернадского.
В. И. Вернадский пользовался исключительным авторитетом как в СССР, так и за границей.
Одна из главных работ В. И. Вернадского — «Очерки геохимии» — пе­реведена на французский, немецкий, японский языки и выдержала не­сколько изданий.
В. И. Вернадский был членом Французской и Чехословацкой Ака­демий наук, состоял членом ряда научных заграничных обществ.
Он являлся вице-президентом Международной комиссии по опреде­лению возраста Земли радиоактивными методами.
За научные труды В. И. Вернадскому была присуждена премия пер­вой степени им И. В. Сталина, а в день 80-летия он был награждён ор­деном Трудового Красного Знамени.
В последние годы здоровье В. И. Вернадского начало сильно ухуд­шаться. Но он никогда не прекращал научной работы, большую часть времени работая дома. Но часто с помощью сопровождающих он приг ходил на заседания Отделения геолого-географических наук, учёные со­веты институтов, посещал заседания внеакадемических учреждений и принимал в них активное участие; он много работал над своими воспо­минаниями, следил за работой своих многочисленных учеников и со­зданной им научной школы.
Результатом его последних научных работ был доклад о необходи­мости изучения минералогии космоса, который он сделал на совещании минералогов в октябре 1944 г.
В 1943 г. умерла Наталья Егоровна — жена Владимира Ивановича, смерть которой он переживал очень тяжело. С ней он прожил более 55 лет и ей, как он сам отмечал, был многим обязан в своей научной деятельности.
конце декабря 1944 г. Владимир Иванович тяжело заболел и б января 1945 года умер.
января Владимир Иванович Вернадский был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Владимир Иванович Вернадский любил свою страну и свой народ; любил и гордился ими, гордился необъятными просторами нашей Ро­дины, неисчерпаемыми природными  богатствами,  героическим  русским народом.
Эта любовь и преданность народу и стране являлись для Владимира Ивановича путеводной звездой его жизни, научной и государственной деятельности.
Категория: Великие русские учёные | Добавил: anikol (13.04.2009)
Просмотров: 1938
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Сделать бесплатный сайт с uCoz Фотографии, много, Андрей Николаев
АНИКОЛфото