Суббота, 21.09.2024
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ УЧЁНЫЕ
Меню сайта
Категории раздела
Великие русские учёные [66]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Великие русские учёные

ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ и ХАРИТОН ПРОКОПЬЕВИЧ ЛАПТЕВЫ
ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ и ХАРИТОН ПРОКОПЬЕВИЧ ЛАПТЕВЫ
Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замеча­тельных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешествен­ников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота — Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопье-вич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.
Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспеди­ций всех времён — Великой Северной экспедиции. Первая, так называе­мая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соеди­няются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Витус Беринг, по про­исхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет. Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ — Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом. Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 че­ловек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лей­тенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья — Прончи-щев от Лены до Енисея и Ласиниус — от Лены до Колымы и далее до Камчатки.
Отряды не выполнили своей задачи.
Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачто­вом палубном боте «Иркутск» с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбрав­шись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.
Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В це­лях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штур­мана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот «Иркутск» остался в устье Хараулаха. Новым командиром «Иркутска» Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.
Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мич­маны. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различ­ных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём «Фаворитка», через два года стал командиром фрегата «Свя­той Яков», а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате «Рос­сия». Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в со­став Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве бли­жайшего помощника В. Беринга.
Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый
«Иркутск».
Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лап­тев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.
Снова пришла цынга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно — переболели цынгой все, но умер лишь
один человек.
Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лей­тенант Прончишев на построенной в Якутске двухмачтовой дубель-шлюпке «Якутск» летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прон-чищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на се­вер вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°31' сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Семён Челюскин, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-каллегию.
Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план бу­дущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.
Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по пре&шжению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром «Якутска» Харитона Прокопьевича Лаптева.
X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лагь тев был назначен капитаном яхты «Декроне».
В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для про­дления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.
По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.
18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на «Иркутске» с коман­дой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.
Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под на­чальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд — к устью реки Индигирки под начальством геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше — между Индигиркой и Колымой. 8 июля «Иркутск* достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.
Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для про­изводства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвра­тился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его от­деляло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был про­рублен канал, через который судно вышло на чистую воду.
Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, «Иркутск» был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.
У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.
Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились не­проходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижне­колымск.
Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, про­извёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.
Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1ЛЮ г., несколько позже, чем его брат. Команда «Якутска», плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений От­правился в новое плавание и штурман Семён Челюскин. -
17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название «Нордвик». Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображе­ния. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. На­двигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.
Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из соб­ранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.
На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продо­вольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопут­ные описные работы. К устью реки Пясйны был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры — геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению X. П. Лаптева заранее переведены на лёд.-
Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продол­жать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясйны с заданием обследовать побережье от устья Пя­сйны по направлению к устью Таймыры.
Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.
Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск. Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за труд­ности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развер­нул работу.
Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.
Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Турухан-ске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достир там крайней северной точки Азии — скалистого мыса, названного впослед­ствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43' северной ши­роты и 104° 17' восточной долготы.
Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.
Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодо­левая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.
На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и ин­струментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообраз­ные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глуби­нах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с ка­кой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.
Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.
Б е р х В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821—1823, ч. 1—2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Вели­кой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; «Записки Адмиралтейского департамента», 1820, ч. 4; История плавания рос­сиян из рек Сибири в Ледовитое море, «Сибирский Вестник», 1822, ч. 17—18; Соко­лов А., Северная экспедиция 1733—1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись заме­чательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733—1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С, Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725—1744), Л., 1935; Д ь я к о н о в М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Д и т м о р Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо­западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, «Советская Арктика», 1941, № 6.
Категория: Великие русские учёные | Добавил: anikol (12.09.2010)
Просмотров: 3290
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Сделать бесплатный сайт с uCoz Фотографии, много, Андрей Николаев
АНИКОЛфото