НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1847—1921) ...Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». #l#gukovskiy.jpg##Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». Эти слова сказаны были в 1898 г. Николаем Егоровичем Жуковским. Прошло немного времени, и сила разума человека подняла его высоко в небо, и он так же безраздельно господствует теперь в воздухе, как и на земле. Оправдались пророческие слова учёного, «отца русской авиации», как назвал Н. Е. Жуковского великий Ленин за его бессмертные труды в деле развития авиации. «Когда человек прошёл уже большую часть своего жизненного пути, тогда перед его умственным взором невольно встаёт то, что составляло главное содержание его жизни. Для меня главный жизненный интерес сосредоточен на излюбленной мною науке — механике», — так охарактеризовал себя Николай Егорович Жуковский в речи 16 января 1911 г., посвященной обзору научной деятельности механиков Московского университета. Профессор Московского университета и Московского высшего технического училища Н. Е. Жуковский был основателем теоретической, технической и экспериментальной аэродинамики. Его научные Иыскания привели к созданию плодотворных направлений исследовательской работы, открыли новые творческие пути и оставили неизгладимый след на всём последующем развитии механики и аэромеханики. Главное, что характерно для научных исследований Н. Е. Жуковского, это ясное сознание задач технического прогресса, широта научного кругозора и глубокое понимание устремлений своего времени. «Решение определённых реальных задач механики» — вот руководящий девиз научной школы Н. Е. Жуковского. Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово, Владимирской губернии. Отец его работал инженером на строительстве Московско-Нижегородской железной дороги. Неподкупная честность создала ему авторитет среди рабочих, но мало способствовала его служебной карьере. После того как инженер Жуковский отказался признать годными недоброкачественные строительные материалы, начальство предложило ему подать в отставку. Государственная служба Е. И. Жуковского на этом закончилась, и всю свою дальнейшую жизнь он работал управляющим имениями богатых помещиков Зубовых и Оболенских, недалеко от деревни Орехово. Николай Егорович рос здоровым мальчиком. Он очень рано научился читать и читал много; увлекался произведениями Диккенса, Вальтер-Скотта, Жюль-Верна. Интересно заметить, что роман Жюль-Верна «Воздушный корабль» и впоследствии был на видном месте в библиотеке Н. Е. Жуковского среди научных книг. Детские годы, проведённые Николаем Егоровичем в Орехове, создали у него привязанность к этой маленькой деревушке среднерусской равнины. С величайшим удовольствием проводил он там своё.каникулярное время, купался в пруду, бродил с ружьём по глухим окрестным лесам. Первые опыты по определению подъёмной силы крыла были задуманы и проведены Н. Е. Жуковским на велосипеде за околицей Орехова; многие научные работы зародились в этой русской деревушке. В 1858 г. Н. Е. Жуковский поступил в 4-ю Московскую гимназию, где, начиная с третьего класса, он выделился как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Окончив гимназию, Н. Е. Жуковский поступил на физико-математический факультет Московского университета. Выбрав своей специальностью прикладную математику, он с увлечением слушал лекции по механике профессоров Ф. А. Слудского и В. Я. Цингера. «Я с благодарностью вспоминаю теперь двух моих учителей, из которых один разъяснил нам широкое значение общих аналитических методов, а другой указал силу геометрических толкований рассматриваемых явлений», — говорил впоследствии Николай Егорович. Пребывание в университете, который он окончил в 1868 г., определило область научных интересов Н. Е. Жуковского. Они сосредоточились на механике. В 1870 г. Н. Е. Жуковский поступает преподавателем физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 г. зачисляется преподавателем математики в Московское высшее техническое училище, а в 1874 г. утверждается там доцентом кафедры аналитической механики. В 1876 г. вышла в свет первая научная работа Н. Е. Жуковского, посвященная исследованию кинематики жидкости. Эту работу Николай Егорович представил физико-математическому факультету университета для соискания магистерской степени. Защита прошла успешно, и Николай Егорович получил степень магистра прикладной математики. После защиты диссертации, в 1877 г., Н. Е. Жуковский получил командировку за границу, где пробыл три месяца. В Париже он познакомился с видными учёными Резалем, Леви, Дарбу и тогда ещё молодым математиком Анри Пуанкаре, ставшим впоследствии знаменитым. В 1882 г. Н. Е. Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1886 г. он — профессор Московского университета по кафедре механики, а с 1887 г. занимает одновременно должность профессора по кафедре аналитической механики в Московском высшем техническом училище. С этими двумя крупнейшими высшими учебными заведениями нашей страны была тесно связана вся дальнейшая педагогическая и научная деятельность Н. Е. Жуковского. Здесь он развернул широкую экспериментальную работу, сплотил вокруг себя большой коллектив учеников и последователей. Спокойный, ровный характер Николая Егоровича, его мягкость и добродушие привлекали к нему всех окружающих. Он умел объединить в общей работе людей разных темпераментов, различного таланта и способностей. Непрерывно занятый научной работой, он создавал вокруг себя атмосферу напряжённого труда и здорового оптимизма. При рассмотрении научного наследия Н. Е. Жуковского поражает необыкновенное разнообразие тем. Здесь и исследование хвостов комет, и общая теория устойчивости движения, и теория регулирования машин, и распределение давления на нарезках винта и гайки, и прочность велосипедного колеса, и множество других вопросов. Как будто всё многообразие развивающейся техники России имело в лице Николая Егоровича своего научного выразителя и выдающегося представителя. Но особенно настойчиво проводились им изыскания в областях гидромеханики и аэромеханики. Первой из этих областей Н. Е. Жуковский подарил ряд выдающихся сочинений, которые сделали его имя известным всему миру. Аэромеханику Николай Егорович основал как самостоятельную науку. Выдающимся сочинением по гидромеханике была работа «О движении твёрдого тела, имеющего полости, наполненные капельной жидкостью», удостоенная Московским университетом премии проф. Браш-мана. Эта работа Н. Е. Жуковского имеет громадное принципиальное значение для гидромеханики. Профессор Ф. А. Слудский в отзыве на эту работу писал: «Если бы сочинение Н. Е. Жуковского состояло только из шести последних страниц, то и тогда оно было бы вполне достойно премии проф. Брашмана». Этой работой Н. Е. Жуковский поставил своё имя в один ряд с крупнейшими гидромеханиками XIX столетия Gtokcom, Гельмгольцем и Лэмбом. В 1897—1898 гг. Н. Е. Жуковский был привлечён к работам по постройке нового московского водопровода, где на него было возложено руководство опытами над ударами воды в водопроводных трубах. «Эти опыты дали интересные результаты, — писал Н. Е. Жуковский, — которые, насколько мне известно, до сих пор не указаны в технической литературе; оказалось, что все явления при гидравлическом ударе объясняются возникновением и распространением в трубах ударной волны, происходящей от сжатия воды и от расширения стенок трубы... Инженеры, которые занимались этой задачей, не обратили внимания на то, что при весьма быстром закрытии задвижки вода останавливается, и давление повышается только при задвижке, и это состояние воды передаётся по трубе по закону распространения волнообразного движения». Выяснив основные физические факторы явления, Н. Е. Жуковский составляет уравнения, описывающие это явление. Строгое математическое решение полученных уравнений привело его к весьма важным практическим результатам. Так, например, оказалось, что гидравлический удар распространяется по водопроводной трубе с постоянной скоростью и для обыкновенных чугунных труб среднего диаметра сила ударного давления составляет около 4 атмосфер на каждые 30 сантиметров потерянной скорости. Если ударная волна достигает тупиков, то сила ударного явления удваивается. Лучшим способом предохранения труб от гидравлических ударов являются приспособления для медленного закрытия кранов. Эти выводы, вытекающие из уравнений Н. Е. Жуковского, были подтверждены опытами на специальной установке при московском водопроводе. Теоретические и экспериментальные исследования Н. Е. Жуковского вполне разъяснили сложное явление гидравлического удара в трубах. Формулы Н. Е. Жуковского вот уже более 40 лет являются основными при расчётах такого рода. Работа Николая Егоровича была переведена на французский, английский и немецкий языки и доставила автору мировую известность. Найденное Н. Е. Жуковским решение задачи о гидравлическом ударе дало возможность определить место аварии водопровода, не выходя из помещения насосной станции и не дожидаясь, когда на месте, разрушения трубы вода выступит, на поверхность мостовой. Научные заслуги Николая Егоровича отмечены были в 1894 г. избранием его в члены-корреспонденты Академии наук. В 1900 г. Н. Е. Жуковский был выдвинут кандидатом в действительные члены Академии. По условиям того времени выборы в действительные члены Академии требовали переезда в Петербург. Не желая покидать Москву, где он был научным руководителем и признанным главой школы механиков, Николай Егорович снял свою кандидатуру. К 1900 г. он опубликовал в различных изданиях 86 научных работ по самым разнообразным вопросам теоретической и прикладной механики. Эти работы получили всеобщее признание в научных кругах и создали ему уважение и авторитет у многочисленных учеников. Огромное значение имела и организационная деятельность Николая Егоровича. Он — активный участник Политехнического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Москов^ ского математического общества, президентом которого он избирается в 1905 г. На этом посту он остаётся до конца своей жизни, проявляя качества превосходного руководителя. Благодаря ему общество превратилось в крупный научный центр, объединявший учёных различных специальностей. Позднее Николай Егорович ведёт необычайно напряжённую работу по созданию русской авиации, деятельно участвует во всех воздухоплавательных съездах и выставках, а также в организации воздухоплавательного общества в Москве. С наибольшей силой гений Н. Е. Жуковского проявился в совершенно новой для его времени области человеческого знания — теоретической и экспериментальной аэродинамике. В этой науке он является родоначальником самых основных, самых драгоценных идей, которыми до сих пор руководствуются и учёные и инженеры. Н. Е. Жуковский начал интересоваться теорией авиации с 90-х годов прошлого столетия. При кабинете прикладной механики Московского университета уже с 1889 г. производились исследования по различным вопросам воздухоплавания: испытывались различные модели летательных машин и строились небольшие аэродинамические аппараты. В первой работе Н. Е. Жуковского по аэродинамике, опубликованной им в 1892 г., исследуется вопрос о планирующем полёте (парении) птиц, т. е. таком полёте, когда птица не машет крыльями. Н. Е. Жуковский разбирает два случая планирующего полёта: планирование с потерей высоты, или скольжение птицы по воздуху, и планирование с сохранением или даже набором высоты. Планирующий полёт птицы можно приближённо истолковать как движение пластинки под постоянным углом атаки. Подъёмную силу пластинки и её сопротивление Н. Е. Жуковский заимствует из экспериментов. Составив уравнения движения центра тяжести птицы, он находит его траектории при различных условиях движения воздуха. Среди возможных траекторий им была найдена траектория в виде «мёртвой петли». Таким образом, Н. Е. Жуковский теоретически предсказал возможность осуществления «мёртвой петли» за 11 лет до того, как первый самолёт братьев Райт поднялся в воздух. Этой работой Н. Е. Жуковский заложил основание для исследований так называемых фугоидальных движений самолёта. В 1906 г. появилась работа Н. Е. Жуковского, позволяющая теоретически определять подъёмную силу крыла аэроплана. Рассекая крыло плоскостью, параллельной плоскости симметрии само-лёта, мы получим так называемый профиль крыла. Пусть данный профиль движется в воздухе с некоторой скоростью. Относительно наблюдателя, движущегося вместе с крылом (например, лётчика), частицы воздуха, омывающие верхнюю поверхность (точка А на рисунке), будут иметь скорости большие, а частицы на нижней поверхности (точка В на рисунке) имеют скорости меньшие, чем скорость крыла. Такая неравномерность в распределении скоростей частиц может быть рассчитана методами теоретической аэродинамики, и мерой этой своеобразной несимметричности распределения скоростей является некоторая величина, называемая циркуляцией скорости. Для каждого профиля и любого его положения относительно направления движения (угла атаки) можно методом Н. Е. Жуковского найти циркуляцию.Зная величину циркуляции, легко подсчитать подъёмную силу единицы крыла на каждый погонный метр размаха по теореме, установленной Николаем Профиль крыла аэроплана. Егоровичем. Эта теорема гла- сит: подъёмная сила равна произведению плотности воздуха на скорость, которую имеет вдали от крыла обтекающий его профиль поток, и на циркуляцию скорости вокруг этого профиля. Для случая движения самолёта скорость потока в точности равна скорости полёта. Формула Н. Е. Жуковского для определения подъёмной силы является основой всех аэродинамических расчётов самолётов. Метод определения циркуляции для заданного профиля называется в теоретической аэродинамике «гипотезой Жуковского». Теорема и гипотеза Жуковского — основы современного учения о подъёмной силе. Они — фундамент теоретической аэродинамики. Без них невозможно развитие этой науки. Н. Е. Жуковский является подлинным отцом аэродинамики. Ещё в 1895 г. Н. Е. Жуковский ознакомился с формой профиля крыла планера Лилиенталя и из опытов, проведённых Лилиенталем, узнал, что изогнутая пластинка даёт большую подъёмную силу, нежели плоская. Этот экспериментальный факт весьма заинтересовал Н. Е. Жуковского. В 1911 г. появилась новая аэродинамическая работа Н. Е. Жуковского, в которой он установил два класса теоретических профилей и доказал, почему изогнутая форма профиля более целесообразна по сравнению с плоской пластинкой. Теоретические профили, открытые Н. Е. Жуковским, называются сейчас «профилями НЕЖ», «обобщёнными профилями НЕЖ» и «рулями НЕЖ». Для этих типов крыльев были получены простые формулы, по которым можно подсчитать подъёмную силу и определить положение центра давления (центр давления — точка пересечения подъёмной силы с нижней поверхностью крыла). Метод получения и исследования теоретических профилей, указанный Н. Е. Жуковским, оказался весьма плодотворным, и в наши дни многочисленные практические профили крыльев обычно сравниваются с крыльями Жуковского. Положение центра давления играет весьма важную роль при изучении и расчётах устойчивости самолёта. С 1912 г. начинают появляться статьи Н. Е. Жуковского по вихревой теории гребного винта — пропеллера. Нормальный гребной винт состоит из нескольких (двух, трёх или четырёх) радиально расположенных лопастей, которые вращаются вокруг оси винта действием крутящего момента мотора. Сечение каждой лопасти плоскостью, перпендикулярной к радиусу на любом расстоянии от оси винта, имеет форму профиля крыла. Естественно, что при вращении винта каждый элемент винта испытывает со стороны воздуха подъёмную силу и лобовое сопротивление. Суммируя элементарные силы и вычисляя момент сил сопротивления, мы получим результирующую тягу винта и результирующий момент относительно оси винта. Для правильного расчёта тяги и момента необходимо знать скорости частичек воздуха перед винтом и за винтом. Зная эти скорости, можно найти тягу и мощность, потребную для вращения. Н. Е. Жуковский в своих работах выдвигает вихревую схему воздушного винта и вычисляет распределение скоростей воздушного потока перед винтом и за винтом. Подробный анализ вихревой схемы винта, проведённый в статьях Н. Е. Жуковского, позволил не только найти подъёмную силу и лобовое сопротивление элементов лопастей этого винта, но и указать наивыгоднейшую геометрическую форму лопасти винта. Винты, спроектированные по указаниям Николая Егоровича, получили название «винтов НЕЖ». Опыты с винтами НЕЖ подтвердили основные теоретические выводы Н. Е. Жуковского. Винты НЕЖ во время мировой войны 1914—1918 гг. с успехом ставились на различные самолёты и показали вполне удовлетворительные качества. Вихревая теория гребного винта, данная Н. Е. Жуковским, является наиболее совершенной теорией. На основе этой теории проектируются и строятся пропеллеры современных самолётов. Н. Е. Жуковский был основателем экспериментальной аэродинамики в России. В 1902 г. при механическом кабинете Московского университета была построена первая в России и вторая в мире аэродинамическая труба квадратного сечения 0, 5 X 0.75 метров с закрытой рабочей частью и длиной 7 метров. Скорость ветра в трубе могла меняться в пределах от 1, до 11 метров в секунду. При применении специального приспособления скорость ветра можно было довести до 20 метров в секунду. В этой трубе проводились многочисленные испытания, из которых особенного внимания заслуживают исследования центра парусности (центра давления), исследования лобового сопротивления шара и плоской пластины. По указаниям Н. Е. Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытания пропеллеров, работающих на месте. На этом приборе испытывались пропеллеры для самолётов и геликоптеров до 5 метров в диаметре. В 1909 г. в университете была построена новая (круглая) аэродинамическая труба, имеющая 1, метра в диаметре и длину 10 метров. Скорость ветра достигала 20 метров в секунду, а при применении специальных приспособлений была значительно больше. С 1904 по 1906 г. Н. Е. Жуковский руководит организацией новой аэролаборатории в посёлке Кучино под Москвой. Весной 1909 г. воздухоплавательный кружок Высшего технического училища организует, при непосредственном участии Николая Егоровича, ещё одну аэродинамическую лабораторию в России. В докладах и статьях Н. Е. Жуковского многократно подчёркивается важность эксперимента в аэромеханике. «Приближается то время, когда направляемая твёрдым опытом теоретическая мысль сделается хозяином в решении вопросов о сопротивлении жидкостей, когда аэропланы и дирижабли будут строиться с таким же верным расчётом, с каким теперь строятся пароходы и автомобили... Я думаю, что проблема авиации и сопротивления воздуха, несмотря на блестящие достигнутые успехи в её разрешении, заключает в себе ещё много неизведанного, и что счастлива та страна, которая имеет средства для открытия этого неизведанного. У нас в России есть теоретические силы, есть молодые люди, готовые беззаветно отдаться спортивным и научным изучениям способа летания. Но для этих изучений нужны материальные средства... Позвольте высказать пожелание, чтобы средства наших аэродинамических лабораторий стали в соответствие с могуществом и творческими силами нашей родины». Мечтам Н. Е. Жуковского суждено было осуществиться после Великой Октябрьской социалистической революции. 15 декабря 1918 г. был создан Центральный аэро-гидродинамический институт (ЦАГИ), носящий теперь имя Н. Е. Жуковского. Первым председателем научной коллегии Института был Н. Е. Жуковский. Ещё в 1913 г. Николай Егорович читал лекции на курсах офицеров-лётчиков. Позднее из этих курсов организовалась Военно-воздушная академия им. Жуковского. В результате его занятий прикладными вопросами аэродинамики самолёта появились две статьи, посвященные динамике аэропланов. В этих статьях Н. Е. Жуковский указал методы расчёта фугоидных движений самолёта, продольной и поперечной устойчивости, а также дал простой метод графического решения основных уравнений аэродинамического расчёта самолётов (так называемый метод тяг Жуковского). Труднейшие вопросы теории Н. Е. Жуковский изложил здесь отчётливо, строго и наглядно при помощи самых простых математических вычислений. Геометрическая наглядность, физическая ощутимость полученных выводов делают материал доступным и практически необходимым в условиях лётной практики офицера воздушного флота. В этих лекциях Н. Е. Жуковский осуществил некоторые из своих принципов преподавания. Он говорил: «Если могут быть споры о самостоятельной роли геометрии при решении недоступных до сих пор задач динамики, то её высокое значение в преподавании механики не подлежит сомнению: ум изучающих весьма часто склонен к формальному пониманию. Я из своего педагогического опыта знаю, как часто запоминаются формулы без усвоения стоящих за ними образов. ...В этом отношении геометрическое толкование, предпочтение геометрического доказательства аналитическому, всегда приносит пользу. Раз усвоенные геометрические образы, рисующие картину рассматриваемого явления, надолго западают в голову и живут в воображении изучающего». Научные заслуги Николая Егоровича нашли высокую оценку в специальном декрете Совета народных комиссаров в августе 1920 г. Декрет был подписан В. И. Лениным и учреждал «в ознаменование пятидесятилетия научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского и огромных заслуг его, как «отца русской авиации»... годичную премию Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике», а также устанавливал ряд персональных льгот для самого Николая Егоровича. Но в феврале 1920 г. Н. Е. Жуковский заболел воспалением лёгких, в июне случился удар, в конце года он заболел брюшным тифом, под новый год удар повторился; 17 марта 1921 года Николай Егорович Жуковский скончался. Тяжела была эта утрата для всей русской науки. Особенно остро она ощущалась его современниками, работавшими вместе с ним рука об руку. Мощная фигура Николая Егоровича, его необычное спокойствие, живой взгляд, интерес, который он неизменно проявлял ко всяким научным начинаниям, его поразительная скромность и вместе с тем уверенность в себе и чувство собственного достоинства создавали в их памяти образ учёного и мудреца. В своей речи над могилой Николая Егоровича С. А. Чаплыгин, один из первых учеников Жуковского, создавший вместе с ним теоретические основы современной авиации, очень ярко охарактеризовал облик своего учителя: «Он своей светлой и могучей личностью объединял, в себе и высшие математические знания и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом. Не отвлекаясь ничем преходящим, лишь в меру неизбежной необходимости отдавая дань потребностям ж#шни, он все свои гигантские силы посвятил научной работе... При своём ясном, удивительно прозрачном уме он умел иногда двумя-тремя словами, одним почерком пера разрешить и внести такой свет в тёмные, казалось бы, прямо безнадёжные вопросы, что после его слова всё становилось выпуклым и ясным. Для всех тех, кто шёл с ним и за ним, были ясны новые пролагаемые им пути. Эта огромная сила особенно пленяла своей скромностью... Бывало, что начинающий на учёном поприще ученик обращался за советом, предполагая посвятить некоторую долю своего внимания задаче, которая его очень интересовала. Иногда задача была слишком трудной и, может быть, даже недоступной. Николай Егорович никогда не позволял себе сказать, что задача неисполнима, он говорил: «Я пробовал заниматься этим вопросом, но у меня ничего не вышло; попробуйте вы, может быть, у вас выйдет». Он глубоко верил, что среди его учеников могут быть и такие, которые окажутся в силах решить вопросы, им не решённые. Эта вера в окружающих его учеников создала ему трогательный образ, который останется всегда незабываем...». Вся научная деятельность Н. Е. Жуковского показывает, что он удивительно полно и отчётливо сознавал технические нужды развивающегося человеческого общества и был одарён такой силой разума, что умел эти скрытые в буднях мелочей неотложные задачи не только формулировать, но и разрешать. Чутко прислушиваясь к голосу инженеров-практиков, Н. Е. Жуковский никогда не забывал своей великой цели: создание новых методов исследования и расширение применения этих методов в новой отрасли механики — аэродинамике. Н. Е. Жуковский велик не тем, что он решил много труднейших задач известными, математическими методами, а потому, что он создал новые методы, основанные на глубоком проникновении в суть физических явлений, и сделал широкие области человеческой практики поддающимися строгому анализу и расчёту. «Аэроплан не машина, — говорили на заре авиаций многие изобретатели и инженеры, — его рассчитать нельзя». Как бы в ответ на это Н. Е. Жуковский даёт авиационной технике теорему о подъёмной силе, создаёт теорию воздушного винта, изобретает серии теоретических профилей, читает лекции по аэродинамическому расчёту, и создание новых аэропланов становится доступным строгому научному анализу и расчёту. Расширение области научных исследований, расширение границ механики, подчинение строгому и точному анализу новых явлений — вот истинная заслуга Н. Е. Жуковского перед наукой и перед родиной. Механика у Николая Егоровича — не прикладная математика. «Нужен настоятельно и будет решать дело разумный и твёрдый опыт, а молодое и неопытное умственное построение пойдёт на поводу в ту или другую сторону, пока приученное опытом к верной дороге само не станет вести за собой всю сущность опытного знания», — говорил он, повторяя любимые им слова Д. И. Менделеева. Механика для него была естественной наукой. Её задачи — изучени * влений движения тел природы, охват анализом, расчётом тех областей техники, которые выдвигаются на очередь великими общественными нуждами. Постоянно итти вперёд не только в совершенствовании вычислительной техники, а, главным образом, в подчинении наблюдению, размышлению, научному экспериментированию тех областей, которые ранее были недоступны исследователям. Создание аэродинамических лабораторий в Московском университете (1902), Кучине (1940), Московском высшем техническом училище (1909), организация ЦАГИ (1918), проектирование и постройка в этих лабораториях оригинальных установок и приборов, установление опытом новых закономерностей явлений природы, «приучающих молодое и неопытное умственное построение к верной дороге», утвердили в России то новое направление развития механики, родоначальником которого был Н. Е. Жуковский. Труды Н. Е. Жуковского: Полное собрание сочинений, М. — Л., 1937; т. I — Общая механика; т. II и т. III —Гидродинамика; т. IV — Волны. Вязкость. Реакция жидкости; т. V — Вихри. Теория крыла. Авиация; т. VI — Винты. Ветряки. Вентиляторы. Аэродинамические трубы; т. VII—Гидравлика; т. VIII—Теория упругости. Железные дороги. Автомобили; т. IX — Математика. Астрономия. Речи. Доклады. Характеристики и биографии; кроме того, — Полное собрание сочинений. Лекции, М. — Л., 1938—1939. Вып. 1—2 — Теоретические основы воздухоплавания; вып. 3— Теоретическая механика; вып. 4 — Аналитическая механика. Теория регулирования хода машин. Прикладная механика; вып. 5—Кинематика. Статика. Динамика точки; вып. 6 — Механика системы. Динамика твёрдого тела; вып. 7—Теория притяжения. Гидромеханика. О Н. Е. Жуковском: Памяти профессора Николая Егоровича Жуковского, М., 1922; Д о м б р о в с к а я Е. А., Н. Е. Жуковский. Воспоминания и материалы к биографии, Оборонгиз, М., 1939; Голубев В. В., Николай Егорович Жуковский, Изд. бюро новой техники НКАП, М., 1941; Вейгелин К. Е., Отец русской авиации, М. — Л., 1942; История воздухоплавания и авиации в СССР, М., 1944; Л е й-б е н з о н Л. С, Николай Егорович Жуковский (К столетию со дня рождении^ М. — Л„ 1947.